Классификация пропиточных установок

Установка-пропиточная-вакуумная-300х300-серыйПропитка – существенный фактор, влияющий на долговечность обмотки электрической машины.

Обзор технологий и оборудования:

Завершающий этап изготовления обмотки любой электрической машины – пропитка. Это правило практически не имеет исключений. Пропитка влияет на целый комплекс рабочих характеристик машины:

– долговечность (ограничивает доступ кислорода к материалам изоляции обмотки, благодаря чему, процессы старения изоляции существенно удлиняются);

– высокая стойкость обмотки к динамическим нагрузкам (пропиточные составы цементируют обмотку, делая ее механически гораздо более прочной);

– тепловая нагрузочная способность машины в длительных режимах (пропиточный состав, заполняя собой пустоты  между элементами обмотки  и внутри этих элементов, значительно улучшает теплопередачу из внутренних слоев обмотки к наружным, что в свою очередь радикально улучшает охлаждение обмотки).

Таким образом, качественно пропитанная машина имеет гораздо больший ресурс, чем машина, пропиткой которой полностью пренебрегли или выполнили ее с нарушением технологии.

Существует несколько разновидностей технологии пропитки: свободным окунанием, капельная,  вакуумно-нагнетательная.

Самый простой способ, не требующий больших вложений в оборудование (в тоже время дающий и самые скромные результаты) – пропитка окунанием. Недостаток такой технологии  – остаточное наличие в изоляции изделия неудаляемых  газовых включений, препятствующих полному  проникновению в нее пропиточного состава, со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Данная технология представлена следующим оборудованием:

 Установка пропиточная 04.02.19;

 Бак пропиточный  04.03.26.

Следующий, несколько более совершенный способ пропитки – это пропитка капельная, он позволяет более эффективно заполнить пустоты обмотки постепенным, медленным вытесненем воздуха, происходящим при капельной подаче состава. Проникновение состава в изоляцию происходит за счет сил поверхностного натяжения, при этом он не перекрывает каналы выхода воздуха из пустот. Недостаток данного способа – существенно меньшая производительность по сравнению с технологиями, где пропитка осуществляется полным погружением.

Данная технология представлена следующим оборудованием:

– Установка капельной пропитки 04.03.62.

И, наконец, самая совершенная технология, дающая практически безупречные результаты – пропитка вакуумно-нагнетательная. Заключается в предварительной выдержке изделия в вакууме автоклава (до  полного удаления газовых включений из элементов изоляции),  последующем погружении изделия в пропиточный состав и нагнетанием его (состава) в образовавшийся вакуум  пустот изоляции обмотки приложенным внешним давлением.

Данный способ отличается высокой производительностью и  высоким качеством полученного изделия.  Установки могут различаться величиной приложенного внешнего давления.  Самый экономичный вариант  установки использует только  давление внешнего атмосферного  воздуха.

Для получения еще более высокой производительности, выпускаются установки с избыточным, относительно атмосферного, давлением нагнетания.  В этом случае, при использовании пропиточных составов содержащих растворители, образующие  с кислородом взрывоопасные газовые смеси, избыточное давление должно создаваться инертным газом (чаще всего азотом). Для составов с исходно-высокой вязкостью (с целью ее снижения), в установке может быть применен предварительный подогрев автоклава.

Следует отметить, что величина избыточного давления напрямую связана с общей стоимостью установки и завышать ее, без реальной потребности в этом, не рекомендуется.

 Данная категория оборудования представлена большой серией установок вакуумных пропиточных под артикулом 04.02.39.

Автоклавы установок   рассчитанных на работу с избыточным давлением, оснащаются механизированным байонетным затвором. Привод рабочих органов осуществляется гидравликой.

Подогрев автоклава (в случае его наличия) может производиться либо при помощи штатного индуктора, либо теплоносителем через внешнюю рубашку. Установки полностью автоматизированы, пропитка осуществляется по заданной оператором программе, мнемосхема работы отображается на терминале шкафа управления.